Специальные возможности
С 20 июля 1966 года начал свою работу Сусуманский горный техникум, а уже 31 июля газета «Магаданская правда» писала о том, что с 1 августа начинаются приемные экзамены в Сусуманском горном техникуме. Педагогический коллектив формировался из учителей средних школ района и специалистов горного управления. В тот год в приемную комиссию поступило 220 заявлений С 2008 года директором лицея является С.В. Гончарова.
60-е годы, особенно интенсивно развивалась горнодобывающая промышленность в центре Колымы. Здесь постоянно открываются новые месторождения, растут предприятия. Увеличивается и потребность в специалистах - горняках, в связи с чем к 1965 году встает вопрос о необходимости открытия учебного заведения по подготовке горняцких кадров среднего звена в центре горнодобывающего района – городе Сусумане. В 1966 году министр цветной металлургии издал приказ за №359 от 28 июня об открытии Сусуманского горного техникума, которым предписывалось произвести набор по специальностям: разработка россыпных месторождений полезных ископаемых, горная электромеханика, планирование на предприятиях горной промышленности. Пунктом вторым приказывалось объединению «Севервостокзолото» обеспечить к началу 1966-1967 учебного года подготовку учебных площадей и укомплектовать учебное заведение преподавательскими кадрами.
В связи с открытием техникума, получить специальность горняков пожелали не только те, кто только что окончил среднюю школу, но и люди, уже работающие на производстве. Размещался техникум в пионерском лагере «Ясная поляна». В распоряжении будущих студентов – все жилые корпусы, клуб, столовая, подсобные помещения. Не хватало в достаточном количестве учебной мебели, оборудования, литературы. Но уже в 1970 году за создание учебно-лабораторной базы, в чем большую помощь оказало руководство Сусуманского горно-обогатительного комбината и приисков, техникум был награжден почетной грамотой МЦМ и ЦК профсоюза металлургов. И заслуга в этом, несомненно, уже сложившегося коллектива единомышленников и преподавателей
Незаметно проходили годы... Многие из них становятся памятными. Так, в 1978 году, не прерывая занятий, техникум переехал в новый учебный комплекс в Сусумане с просторными, светлыми кабинетами и лабораториями, спортивным залом, столовой и библиотекой. Правда, такого же благоустроенного общежития ждали долго – оно было сдано только в 1987 году. И уже триста студентов могли размещаться в комнатах, имеющих все необходимое для нормальной жизни и учебы. В 1991 году в г. Сусумане открылось ПТУ № 10. Так началась история Профессионального лицея №2, образовавшегося интеграцией СГТ и ПТУ. Смена вывески предполагала и смену старых форм обучения на новые. Но перед учреждением, как и прежде, стоит первоочередная задача- вести подготовку кадров для горнодобывающей отрасли.
Сегодня профессиональный лицей имеет большое значение для города и района – он дает нашей молодежи возможность получения непрерывного образования. Кроме того, помогает решать проблему потребности района и области в квалифицированных кадрах, является «кузницей кадров» для горнодобывающей отрасли.
ДЛЯ СПРАВКИ Всего за годы существования лицея состоялось 45 выпусков, из его стен вышло более пяти тысяч выпускников, многие из которых стали высококвалифицированными рабочими и специалистами, руководителями предприятий.
Я поговорила с директором лицея Светланой Васильевной Гончаровой которая рассказала много интересного про лицей и его планы на будущее.
- Сколько студентов обучается в лицее и какие планы и нововведения ожидаются в будущем?
- В нашем лицее обучается 205 студентов. В этом году, впервые, лицей примет на обучение за счет регионального бюджета выпускников школ, которые не получат аттестат, закончат школу со справкой. Для таких студентов разработана программа профессионального обучения слесарь- электрик. Обучение рассчитано на 10 месяцев. По результатам профессионального обучения присваивается разряд и выдается свидетельство о профессии рабочего. В течении обучения студенты будут получать стипендию и горячее питание.
- Сколько профессий предоставляете для студентов и в каких отраслях?
- Мы обучаем как профессиям, так и специальностям.
Профессии – выпуск квалифицированных специалистов. Таких как:
Мастер по обработке цифровой информации
Оператор информационных систем
Ремонтник горного оборудования на базе 9 классов; форма обучения- очная
Специальности: Специалисты среднего звена.
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
Экономика и бухгалтерский учет- на базе 9 классов форма обучения – очная.
Открытые горные работы на базе 11 классов; форма обучения – заочная
- Где могут работать выпускники и кто предлагает рабочие места?
- Выпускники получают должности в каждом предприятии, каждой организации Сусуманского района. В 2024 году мы получили большой заказ, официальное письмо от АО «Сусуманзолото», они ждут наших выпускников, принимают их на практику. С ними заключены договоры о социальном партнерстве. Это партнерство помогает нашим выпускникам в дальнейшем трудоустройстве. Наши педагоги проходят стажировку на базе предприятий. Это для нас очень важно и нужно. Конечно, лицей не обладает такими материальными базами как предприятия. Мы организуем уроки на производстве, «Карьер-Челбанья» предоставляет нам возможность смотреть на взрывные работы. Когда студенты изучают взрывное дело это одно, а вот когда они могут увидеть все это своими глазами это уже не поддельные эмоции. И в действительности то, что педагогам не удастся воспроизвести в аудитории сидя с теоретическими источниками знаний, мы показываем все это благодаря нашим партнерам. Мы подготавливаем кадры для работы в горнодобывающих отраслях, для наших работодателей. Если осмотреться вокруг у нас здесь столько предприятий и учреждений готовых помочь попасть на практику. В Магадане студентам с этими вопросами приходится сложнее.
- Есть ли студенты, которые обучаются на две профессии сразу?
- Да таких студентов не мало. Получая диплом о среднем профессиональном образовании, они получают дополнительную квалификацию, и мы вручаем им свидетельство о приобретенной профессии. Например, при обучении экономике и бухгалтерскому учету получают профессию кассир. Открытые горные работы дополнительно обучаются профессии слесарь. В этом году мы планируем набирать студентов на профессию ремонтник горного оборудования и кроме того, что они будут слесарями они могут получить профессию сварщика. Сварщики на данный момент очень востребованы.
По президентской программе нам выделяют большую сумму почти 9 миллионов. По которой организовывается база для закупки и установки оборудования. Чтоб с 1 сентября начать обучать сварочным работам. То есть, будущие студенты открытых горных работ получат дипломы среднего профессионального образования, профессию слесаря и могут параллельно обучиться, если есть желание и стремление могут получить дополнительно профессию взрывник, абсолютно бесплатно, нужно только сдать экзамен.
- Светлана Васильевна, что вы пожелаете студентам и учителям в этот праздник?
- В этот день мы поздравляем не только студентов, но и учителей и всех Татьян. В нашем коллективе есть четыре преподавателя с именем Татьяна и разумеется, сами студентки. Хочется всем пожелать мирного неба, крепкого здоровья успехов во всех начинаниях. Чтобы познавательная функция у них была расширена, чтоб педагогам было интересно работать, когда студенты задают очень много вопросов. Таких как «зачем», «почему» и «как». Когда студенты сами находят информацию, обращаются к педагогам и уже вместе ищут ответы на заданные вопросы. Таких студентов хочется пожелать нашим педагогам как можно больше. И студентам желаю не ошибиться с выбором профессии. Ведь чтобы чего-то добиться нужно идти и осваивать. Не трусить и все получится. Дорогу осилит идущий.
- Какие мероприятия вы провели на праздник дня студента и вовлечены ли в организацию студенты?
- 20 января для любителей веселого времяпрепровождения в шумной компании, для молодежи Сусумана возрастом 14+ сотрудники РЦД и НТ провели развлекательную программу для молодежи «НЕИГРЫ».
25 января на сам праздник мы провели конкурс викторину, эрудированную на вопросы, связанные со студенчеством и профессиями, на котором было представлено 20 вопросов.
Студентов разделили на две команды. Названия команд: «Клуб счастливой старости» и «Первые», для того, чтоб определить чья команда первыми станут вытягивать билет, капитаны команд разыграли первенство в игру «Суефа». Очень по-взрослому! Всю викторину ребята активно обсуждали поставленные вопросы. И старались выдать полные развернутые ответы.
Студенты боролись с честью. Но судьи были безжалостны, по результатам викторины команды набрали общее количество очков 8:8. Тем самым победила дружба. Ребятам подарили торты, и они дружно отправились в столовую на чаепитие.
В викторине участвовала всего одна Татьяна, студентка первого курса (ОИС) оператор информационных систем. Которая поделилась с нами информацией как она пришла учиться в лицей.
Саратова Татьяна Сергеевна
- Изначально мне хотелось закончить 11 классов, но как это часто бывает наш с родителями план изменился. Пришла мысль пойти в лицей, выбрали специальность и, собственно, пошла на ОИС. Школа наша база, но обучаться здесь в лицее мне намного интересней и даже легче. Все преподаватели очень добрые и отлично объясняют свои предметы, сокурсники добрые, отзывчивые, всегда придут на помощь, на мой взгляд мы достаточно дружный коллектив. Я очень рада что поступила именно сюда.
Предлагаю вашему вниманию вопросы, на которые отвечали наши студенты. Сможете ли вы ответить на них?
1. Как сухофрукты могут помочь в день экзамена?
2. Как называлось первое научное учреждение Российской империи, созданное в Санкт-Петербурге в 1724 году по указу Петра 1?
3. Где располагается памятник «Пограничник с собакой»? Студенты съезжаются туда с 1938 года. По примете, прикоснувшись к носу собаки, студент успешно сдаст сессию.
4. В ночь перед экзаменом студенты кладут под подушку раскрытые учебники и конспекты. Как студентам помогает эта примета получить хорошую оценку?
5. Назовите имя основателя университета Московского Государственного Университета, основанного в 1755 году.
6. В г. Тула есть самый милый монумент, представляющий собой дракончика высотой чуть больше 20 см, который озадаченно смотрит на свой хвост. В лапах у него зачетка и судя по отсутствию конечности, все экзамены у него сданы. Какая надпись указана на постаменте по всей окружности?
7. Отправляясь на экзамен, к левому ботинку пристегивали рыболовный крючок. Зачем студенту на экзамене крючок?
8. Как переводится на русский язык латинское слово «STUDIOSUS»?
9. Шифры, (золотые знаки отличия в виде вензеля императрицы). Усыпанные драгоценными камнями, украшали платья придворных фрейлин. Какой смысл приобрели украшения позже?
10. В ночь перед экзаменом студенты кладут под подушку раскрытые учебники и конспекты, что кладут студенты в ноги и почему?
11. Саратов называют городом студентов. Там установлен памятник вечному студенту, который стал символом первой сессии и бессонных ночей в попытке все выучить. Какой ритуал проводили студенты для успешной сдачи экзамена?
12. Героя какого произведения описывают ниже? Родился Евгений Васильевич Базаров в семье полкового лекаря Василия Базарова и дворянки Арины Власьевны. Пошел по стопам отца и выучился в университете на доктора.
13. В центре г. Краснодар установлен памятник студентам Шурика и Лидочки из известного кинофильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Какую студенческую примету нарушают герои, запечатленные в памятнике?
14. Героя какого произведения описали ниже, и кто автор? Раскольников- бывший студент-юрист из Санкт-Петербурга. Из-за нехватки средств вынужденный оставить учебу в университете. Живущий крайне бедно.
15. Если в день экзамена первым на пути встретится морской офицер или беременная женщина, то что будет ждать студентов на экзамене по примете?
Ответы
1. Перед экзаменом нужно потереть в руках сладкий сухофрукт и тянуть билет, чтобы «прилип хороший».
2. Императорская академия наук.
3. Станция «Площадь революции» Москва.
4. Считается, что знания во время сна волшебным образом «перетекают» в голову студента.
5. Михаил Васильевич Ломоносов.
6. «Без хвостов»
7. Пристегнутый крючок обязательно поймает «халяву». Главное- не пораниться.
8. ИНТЕРЕСУЮЩИЙСЯ.
9. Превратились в награду для лучших воспитанниц Санкт-Петербургских институтов.
10. Шоколадку. Если знания вдруг захотят «уползти» из головы, то впитаются в шоколадку. А утром при съедении вернутся в организм экзаменуемого.
11. Для успешной сдачи всех экзаменов студенты приходят потереть бронзовый лоб или колено вечного студента.
12. Повесть «отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев.
13. По пути на экзамен нельзя наступать на крышки канализационных люков.
14. Роман «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский.
15. Их ждет удача.
Проведя хоть и не долгое время в лицее на их торжестве, я целиком и полностью окунулась в атмосферу студенчества. Наверное, эта страница в жизни студента самая незабываемая. И снова я поздравляю всех с этим чудесным праздником и пусть выбор вашей профессии вас не подведет и сопутствует удачей как на сессиях и экзаменах, так и в жизни.
Ксения ХОЛОДОВА.
Возрастная категория материала: 12+